Овчинникова О. С.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР)  характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.  Причины задержки  речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного  и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность,  наследственный тип позднего развития речи.  Среди  возможных причин следует также отметить соматическую  ослабленность, болезненность  ребёнка,  из-за  которой задерживается формирование  всех психических функций;  и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий  для развития речи малыша. В условиях гиперопеки  речевая функция  часто остаётся невостребованной, так как  окружающие понимают ребёнка без слов и предупреждают  все его желания. Возможна  первичная задержка развития речи  в тех  случаях, когда родители  постоянно сопровождают  свои обращения к ребенку жестами и действиями, ималыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребёнка  в  избыточно  информированной  речевой среде, когда он слышит  речь взрослых,  общающихся между собой,  а  также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться  в речь и  не придавать   значениеслову.В этом случае  ребёнок  может  произносить  длинные  бессмысленные псевдофразы, имитируя  полноценную  речь, а развитие истинной речи  будет задерживаться.
В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи,  так как  именно на дошкольный  возраст  приходится  сензитивный  период развития речи, и  упущенное в это время можно не наверстать уже никогда.
Родителям следует помнить, что, если  речевое развитие их ребенка значительно задерживается,  а в течении беременности, родов или в период раннего  развития  малыша  отмечались некоторые  отклонения, не стоит затягивать с  обращением к специалистам: неврологу, психологу,  логопеду.  Нужно вовремя  провести  необходимые исследования, определить  причины  задержки речевого развития и оказать ребенку помощь,  начать  занятия  с  психологом  и  логопедом.
При  этом остаётсянемало важная  роль домашних  занятий с малышом. Необходимо  стимулировать  любые  проявления  активности  ребёнка, радоваться  каждому произнесённому им  звуку. Следует  использовать  различные  дидактические  игры  (составление  целого  из частей – разрезные  картинки,  кубики с картинками,  пазлы, игрушки – собирайки,  игрушки –вкладыши), продуктивную деятельность, общение в быту.  Играя, рассказывайте  ребёнку, что вы делаете: «Возьмём кубики, Вот кубики. Будем строить дом!»  Оречевляйте весь процесс  ухода  за ребёнком. Говорите  с малышом постоянно: «Сейчас мы будем мыть ручки. Что  мы будем делать? Правильно.  Мыть  ручки.»  Пойте   ребёнку колыбельные, рассказывайте  небольшие  потешки — пестушки и самые простые народные сказки («Курочка Ряба»,  «Репка»,  рассматривайте  картинки в  книжках.
Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.
Следуйте  советам  врачей  после проведенных исследований.  Помните, что самый активный период в развитии  речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере  уже не удаётся.

                        

Роль пальчиковых игр в развитии речи

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.Гимнастика для пальцев рук делиться напассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор Су-Джок терапии Пад-Жеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. Дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки.

Безымянный1

Это ещё не всё. В каждом шарике есть “волшебное” колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Безымянный

Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: “Сорока-ворона кашу варила…”” или “Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,…” и другие.
Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  • а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.Необходимо помнить три важных правила:
первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
третье:поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях.

Игры в развитие словообразования у детей с ОНР
Использование мнемотехники в развитии речи детей