Павлова М. А.

Педагог — психолог нашего детского сада Павлова Майя Анатольевна

Статья Правша или левша

Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников

Родителям на заметку

Работаю педагогом-психологом с 2002 года, предыдущий опыт убедил меня, что консультативная работа с родителями это залог успешных изменений у ребенка. Поэтому включаю в свой план работы взаимодействие с родителями наших воспитанников.

Я, как педагог-психолог, считаю, что в первую очередь важно проинформировать родителей (законных представителей) о возможности получить консультативную поддержку педагога-психолога в ДОУ.  Поэтому, участвуя в групповых консультациях на родительских собраниях, я сообщаю о том, что родители имеют возможность получить консультативную поддержку в ДОУ, а также где и как записаться наиндивидуальную  консультацию.

В рамках психопрофилактической  и просветительской деятельности я провожу групповые консультации с родителями на собраниях, направленные на повышение родительской компетентности  в вопросах  воспитания  и развития детей дошкольного возраста  с учетом возрастных  и физиологических особенностей.

Одно из направлений в этой работе —  это индивидуальные консультации.

Нередко родители, в основном это мамы, обеспокоенные изменениями в поведении чада, обращаются на индивидуальные консультации.

Вот наиболее распространенные причины обращений на индивидуальную консультацию:

ребенок «не слушается»;

— ребенок испытывает страхи (к животным, темноты, оставаться один в помещении и т. д.);

— у ребенка на ПМПК впервые выявили  СДВГ,  ЗПР, ОНР, ЗРР(«Как быть?»);

— у ребенка плаксивость, капризность;

— ребенок агрессивен;

— родители готовят ребенка к обучению в школе;

— родители разводятся или развелись и желают снизить негативное влияние постразводной ситуации на ребенка;

— ребенок адаптируется в ДОУ(«Как ему помочь?»);

Хочу подчеркнуть, что моя деятельность, направленная на коррекцию и развитие наших воспитанников будет малоэффективна, без участия родителей в этом процессе.Ребенок уходит домой и попадает в  особую атмосферу  семьи — там  свои ценности, правила, идеи, неповторимый микроклимат — все это влияет на развитие личности  ребенка, его здоровье. Родители с рождения формируют детям стиль поведения, ценности, в семье закладываются качества личности.

Но к сожалению не редко возникают ситуации  в которых родители настороженно относятся к психологической консультации, так –как не всегда отличают  в чём разница между так похожими на слух, но очень разными специальностями: психолог и психиатр.

Психолог — это не врач. Это специалист с высшим психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умением их корректировать. Если требуется разобраться в текущих ситуационных проблемах, получить психологическую поддержку и совет, дополнительную информацию можно обратиться к психологу.Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении ориентируется на содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
Но, психолог не имеет права назначать лечения, заниматься психоанализом и психотерапией.

А психиатр — это человек имеющий медицинское высшее образование по специализации «психиатрия», то есть, это врач. Он может лечить, консультировать, выписывать лекарственные препараты, определять степень психического дееспособности и здоровья, проводить освидетельствование, ставить диагноз.


Консультация для родителей на тему: «Адаптация в ДОУ детей второго и третьего года жизни»

Большинство родителей с тревогой ждут приближения момента, когда ребенок пойдет в ясли или детский сад. Как малыш будет себя чувствовать? Подружиться ли с другими детьми? Как отнесется к нему воспитатель?Родительская  тревога понятна. Период адаптации к ДОУ, важный период, отражается он  на физическом и психическом здоровье детей. Особенно тяжело адаптация протекает у детей второго года жизни. Длительность  периода адаптации  может продолжаться  в течение полугода и часто сопровождается простудными  заболеваниями. Нарушается эмоциональное состояние. Ребенок  много плачет или заторможен. Стремиться к эмоциональному контакту с воспитателями, или отказывается от него.  Возможны нарушения сна, аппетита. Может падать уровень речевой активности.

Так как же готовить ребенка к детскому саду?

  1. Обратите внимание на режим дня. Он должен максимально соответствовать условиям ДОУ.
  2. Важно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать предметную деятельность. Какие контакты предпочитает ребенок? Эмоциональные или деловые? Эмоциональные отношения – избирательны, строятся на основе опыта  личностного общения с самыми близкими людьми. Общение ребенка и родителей это выражение любви, ласки и нежности. Это важный, необходимый период для его развития. А практическое, деловое общение не связанно с привычкой  к определенному человеку. В норме к концу первого полугодия малыш все больше интересуется не только общением с родителями, но и  окружающими  предметами, с ребенком происходят изменения, он хочет играть. Это означает начало раннего возраста, переход к новому  виду общения – деловому. К  концу 1 года жизни малыш уже умеет общаться с простыми игрушками, собирает пирамидку, матрешку, складывает кубики.  Дети научившиеся   длительно и разнообразно действовать с игрушками, легче адаптируются, им легко войти в контакт  со взрослыми и с другими детьми. Это дает такому ребенку положительные эмоциональные ощущения, способствует быстрой адаптации к яслям.    А вот дети, которые не готовы к деловому общению,  не умеют выбирать игрушки, проявляют мало инициативы, нелюбознательны, с трудом адаптируются в ДОУ. У них, слабая сформированность  действий с предметами, трудности с концентрацией на игре, они затрудняются установить  деловой контакт, как с детьми, так  и с воспитателями. Незначительная трудность  вызывает капризы. Как правило, в семье у такого ребенка характер взаимоотношений в основном  сводится к эмоциональным контактам. Играют с ним мало, не активизируют его инициативу и самостоятельность. Если ребенок предпочитает эмоциональные контакты, то необходимо развивать более прогрессивные формы общения. Приобщайте ребенка к  простым играм. Поощряйте его успехи. Предоставляйте ребенку свободу выбора игрушек и его активность будет расти. Поощряйте его общение с другими взрослыми людьми (близкий круг ваших  друзей, родственники). Расширение круга общения, под вашим контролем, в домашней обстановке способствует развитию у ребенка открытости, умению ладить с людьми.
  3. Играя вместе с ребёнком, приучайте его в игровой форме к порядку (уборка игрушек, вещей), навыкам самообслуживания, правилам гигиены.

А вот несколько вопросов,  которые помогут понять родителям,  готов ли ваш ребенок посещать ясли?

  1. Какое общение(эмоциональное или деловое) предпочитает малыш?
  2. Как ведет себя при расставании с близкими и встрече после разлуки?
  3. Какой уровень развития самостоятельной игровой деятельности у ребенка (манипуляции, действия с предметами)?
  4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре и как он выражает потребность в сотрудничестве?
  5. Как ведет себя в ситуации взаимодействия? Выполняет поручения, просьбы?(убрать игрушки или что- то принести?)
  6. Как ведет себя? Как реагирует на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого?
  7. Как относится к сверстникам? Любит ли играть? Активный ли в игре?

Если ваш ребенок любит играть  вместе с вами. Переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, выполняет ваши просьбы, совершает простые действия по самообслуживанию, активен в игре, доброжелателен к своим сверстникам, легко контактирует с другими взрослым, вы можете предположить, что адаптация будет проходить успешно.


Если ребенок молчит